Это зависит от многих факторов, и прежде всего от того, насколько сам малыш
замотивирован ходить в сад и насколько не боятся этого родители. Нередко
родители чуть ли не отговаривают дитя от садика - и порой успешно. Всегда
нелегко привыкают к детскому саду или яслям
единственные
в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые,
зависимые
от матери, привыкшие к исключительному вниманию,
неуверенные
в себе
Для взрослых мы, безусловно, признаем разность темпераментов, различие характеров, но с такой же безусловностью воюем с детьми, когда они ведут себя "по-своему". А ведь очевидно: холерикам и флегматикам сложнее адаптироваться к детскому саду, чем более уравновешенным, в меру подвижным и в меру медлительным сангвиникам. Холерики, особенно мальчики, нелегко переносят недостаток активности и движения в детском саду, где идеалом порой оказывается казарменный порядок и где не в меру принципиальные воспитатели делают бесчисленные замечания. Hо труднее всего приходится медлительным детям: их без конца подгоняют, торопят, ругают, раз они не успевают за общим темпом жизни детского сада, они не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.Не следует вместе с тем забывать, что на поведение и развитие маленького ребенка накладывает отпечаток и состояние его здоровья. Ослабленный, болезненный ребенок может быть капризным, раздражительным или, напротив, вялым, быстро утомляется. Он может отставать в физическом развитии, иметь меньшие показатели и по росту и весу, развитию движений. Все это с особой очевидностью проявляется в первые же дни посещения детского сада.
Как правило, ослабленные
дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее
переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает
внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его
состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые
плачут, зовут родителей.
Особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Они
очень болезненно переносят любые перемены в условиях жизни и воспитания. Их
эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих
чувств они и не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом. Они не
уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого
же возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к детскому учреждению
следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. При этом
рекомендуется постоянно поощрять и подбадривать детей, помогать им в освоении
нового.
Игнорирование воспитателем типологических особенностей нервной
системы ребенка в период адаптации к детскому саду может привести к осложнениям
в его поведении. Так, например, строгая требовательность у детей неуверенных,
малообщительных вызывает слезы, нежелание находиться в детском саду, резкий тон
обращения вызывает у легковозбудимых детей излишнее возбуждение,
непослушание.
Безусловно, не всегда тип нервной системы проявляется
отчетливо. Один и тот же малыш в разных ситуациях может повести себя по-разному,
особенно в период адаптации. Даже спокойный и общительный ребенок при
расставании с близкими начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к
новым требованиям, расстается с некоторыми сложившимися привычками.
Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает
индивидуальный характер. Если он не умеет есть самостоятельно, то в детском саду
отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Если не знает, как мыть руки в
новой обстановке,— плачет; не знает, где взять игрушку,— плачет; не привык спать
без укачивания — плачет; привык, чтобы ему завязывали шарф спереди, а в садике
ему завязали сзади,— плачет и т. д. Поэтому так важно знать привычки ребенка,
считаться с ними.
Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу
воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными,
нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата.
Осложняющим
фактором адаптации будут и конфликты в семье,
необщительность
родителей. Дети непроизвольно усваивают
негативные
черты поведения родителей, что осложняет их
отношения
со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и
нерешительно,
много волнуются, сомневаются, поэтому не могут
быть
принятыми в группе.
Если
Вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией,
то
попробуйте поговорить с воспитателем. вашему ребенку нужно
постоянное
внимание и поддержка с его стороны, т.к. другие
дети
склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При
этом,
конечно, излишняя требовательность и принципиальность
воспитателя
будет серьезным тормозом.
Если
адаптация к яслям или детскому саду не произошла в
течение
1 года и более, то это сигнал родителям, что с
ребенком
не все в порядке и нужно обратиться к специалисту.
По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:
По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:
- В яслях - 7-10 дней;
- В детском саду в 3 года - 2-3 недели;
- В старшем дошкольном возрасте - 1 месяц.
Комментариев нет:
Отправить комментарий